Рекомендации психолога
За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях.
Приводим вашему вниманию советы психологов Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования и науки РС (Я):
1.В первую очередь важно сохранить и поддерживать привычный распорядок дня (время подъема, время начала уроков, продолжительность уроков, перерывы и пр.)
2. Родителям и членам семьи важно сохранять спокойствие, адекватное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка зависит от состояния взрослых. Следует оградить детей от подробностей и длительного обсуждения о пандемии.
3. Следует подготовить соответствующим образом комнату и место, где ваш ребенок будет учиться дистанционно. Это ни в коем случае, не должно быть перед телевизором, на кухонном столе, кровати и т.д. Нужно создать соответствующую рабочую обстановку.
4. Перед началом занятий проветрите комнату. Приглушите все лишние шумы, выключите телевизор и другие бытовые приборы, создающие шум и мешающие проведению занятий.
5. По возможности необходимо оставить ребенка в комнате одного. Если нет возможности оставить его одного, то нужно на время занятий оставить домашние дела, главное, чтобы ребенок был сосредоточен на занятии и его не отвлекали другие домашние события.
6. Если ребенок не понял пройденную тему и ему сложно освоиться к данной форме обучения, важно, чтобы родители помогли освоиться. Например, поучаствовать в обсуждении, объяснить и обсудить пройденную тему, проявить заинтересованность.
7. Можно заранее приготовить чай, легкую еду, чтобы во время перерыва ребенок мог перекусить.
8. Во время перерыва можно сделать с ребенком зарядку, сыграть в игры, включить музыку и т.д.
Напомним, образовательный процесс с применением дистанционных технологий в Якутии начинается с 6 апреля 2020 года.
Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что- то делает вместе с ним-это снимает тревогу.
Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.
Можно вместе сделать спортивные упражнения.
Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.
Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).
Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно-после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!»
Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций.
Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: хорошо питаемся, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».
Работа, дом, нескончаемые ежедневные дела - это будни современной семьи. И очень часто в этой суете мы упускаем главном – душевный разговор с ребенком. Это ведет к тому, что в отношениях с детьми появляется пропасть. Что делать, как этого не допустить?
Специалисты провели подсчет и выяснили, что в среднем за целый день мы выкраиваем мало времени на общение с детьми - 12,5 минут.
Из них 8,5 минут уходит на воспитательные беседы – замечания, споры, упреки, нравоучения. Оставшиеся почти 4 минуты на дружескую беседу.
Писательница Джейми Харрингтон нашла выход: «Используйте открытые вопросы, где не прозвучит банальный ответ «да»/«нет», а на которые ребенок даст развернутый ответ, опишет свои переживания и поделится с вами проблемами».
Эти 4 вопроса помогут вам сохранить с чадом теплый душевный контакт:
✅Как ты провел день? Если в ответ услышите: «Нормально» или «плохо», не нападайте с расспросами, не тяните из него доклад за каждый проделанный шаг. Ответьте просто: «Ну, хорошо, будет желание – расскажешь. А вот у меня день прошел вот как….ты представляешь…сегодня делала это и это…»
Поверьте, даже самый неразговорчивый ребенок увлечется беседой и поделится с вами в ответ.
✅А как дела у друга? Или у друзей. Если ребенок пойдет на контакт и поделится с вами, можно задавать наводящие вопросы. Расскажи о нем, какие качества ты больше всего ценишь в друге?
✅Что хорошего случилось за день? И даже если сегодня пасмурный день, плохое настроение из-за неудачной контрольной, можно вспомнить что-нибудь приятное.
Нечего вспомнить? Значит, взять и сделать эту приятность для себя – сходить в кино или придумать развлечение на вечер всей семьей, а можно просто помечтать о надвигающемся празднике или подумать про отпуск или ближайший выходной.Эти мысли настроят вас на приятные эмоции.
✅Может, нужна моя помощь, я могу чем-то помочь? Конечно, не всегда легко вот так взять и попросить о чем-то. Начинать стоит с мелочей – помогите навести порядок в комнате, игрушках, вместе осилить задачу по ненавистной математике. Не думайте, что вы разбалуете этим.
Чем больше помощи по мелочам, тем выше вероятность, что он в сложной ситуации обратится за помощью именно к вам. Но при этом, не стоит выполнять все вместо ребенка, делайте это вместе.
Старайтесь во время разговора не перебивать и не вносить свои дельные советы. Комментируйте лишь после того, как вас попросят об этом.
Не забывайте о телесном контакте – поглаживание по спине, объятия или просто держать за руку, это очень важно. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени — честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.
Уважаемые родители! Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Существуют ложные способы, так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: “Ты сможешь это сделать”.
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• Забыть о прошлых неудачах ребенка,
• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: “Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо”, “Ты знаешь это очень хорошо”. Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка,
• Избегать подчеркивания промахов ребенка,
• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его “золотые часы” (“жаворонок” он или “сова”). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список тем к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале “экзамена”. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Экзамен — это испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Современные школьники проходят сложные испытания, которые носят названия ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Время перед подготовкой к экзаменам и день его сдачи - период напряженной работы, эмоционального подъёма, полный тревоги, ожиданий... Очевидно, что в сложное время родители должны поддержать своего ребенка не только эмоционально. Очень важно, что ест чадо в период подготовки и сдачи экзаменов.
Пища для ума
Обед действительно может повлиять на то, как ребенок проявит себя на экзамене. Правильные продукты помогают лучше сосредотачиваться, позволяют лучше спать ночью и снижают уровень обеспокоенности.
Мозг «работает» на энергии, получаемой из перевариваемой пищи. Основной источник энергии — глюкоза, которую организм получает из продуктов, богатых углеводами — хлопьев для завтрака, хлеба, макарон. Энергия хранится в мозгу очень маленькими порциями, поэтому их нужно постоянно пополнять глюкозой, чтобы мозг работал в полную мощь. Поэтому во время подготовки к экзаменам очень важно питаться правильно и полезно:
- Избегайте сахара, шоколада, конфет, печенья и других продуктов с высоким содержанием сахара. Сначала они и придадут энергетический толчок, но толчок этот очень кратковременный и он будет чувствовать себя еще более устало, чем раньше.
- Ограничьте количество чипсов — из-за их высокого содержания жира, желудку на нервной почве будет сложно их переварить.
- Возможно перекусы: свежие фрукты или сухофрукты, бутерброд, сыр, черный шоколад, несоленые орехи, йогурт, только что сделанный молочный коктейль.
- На столе должна быть морская рыба и стручковая фасоль (в ней содержится цинк, способствующий улучшению памяти), богатые железом сухофрукты, зеленые овощи и обезжиренное мясо повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, поможет побороть стресс. А кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечит нормальное функционирование нервной системы.
- А вот жевать в процессе обучения не рекомендуется: прочитанные строчки «съедятся» вместе с пищей и забудутся через десять минут.
- Ночь перед экзаменом. Крахмальные продукты — макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать. Стакан молока — теплого или холодного — тоже помогут уснуть. Некоторые считают, что в молоке содержится амино-кислота l-Tryptophan, которая усыпляет. Избегайте кофе, чай и колу, так как они не дадут уснуть.
- Ответственный завтрак. Утром перед экзаменом школьнику необходимо дать что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки: яйца, творог, тост с медом или овсяную кашу, мюсли. Но если он слишком нервничает, пусть съест пару бананов, изюм или фруктовый молочный коктейль, который поддержит его на экзамене.
Вода в помощь ученику
Ребенок должен часто пить. Исследования показали, что дети, которые пьют больше воды лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли. Когда ребенок занимается, держите на его столе бутылку или кувшин с водой. Напитки с большим содержанием сахара лучше избегать, так как из-за них уровень энергии падает сразу после того, как их выпивают. Пусть пьет больше воды в день перед экзаменом, но желательно задолго, чтобы вода полностью прошла через организм, и ему не пришлось провести экзамен в туалете. Пусть ребенок не приучается к кофеину (к чаю, кофе или кока-коле), занимаясь ночью; из-за кофеина на следующий день он, скорее всего, будет чувствовать себя устало и будет больше нервничать.
Успехов на экзаменах!
Чем заняться в новогодние каникулы?
Без всякого сомнения, новогодние праздники - это прекрасное время, когда можно отвлечься от работы и полностью посвятить себя семье. У вас есть возможность устроить ребенку яркие, запоминающиеся праздничные каникулы, которые он будет вспоминать с теплотой в сердце. Итак, мы сделали вам подборку мероприятий на каникулы.
1. Сходите с ребёнком на новогодний утренник.
Даже если вы успели сделать это до Нового года — не беда! Праздников много не бывает. Поверьте, для вас это мероприятие станет не менее увлекательным. Во-первых, всегда приятно наблюдать радостные глаза ребенка, а во-вторых, можно позволить себе расслабиться и с удовольствием водить хоровод и кричать: «Ёлочка! Зажгись!».
2. Устройте домашнюю вечеринку.
Нарядитесь в костюмы, поиграйте в настольные игры, соберите пазлы, снимите свой музыкальный клип или даже короткометражный фильм. Обязательно должен быть сценарист (и, соответственно, сценарий), режиссер, монтажёр. Пригласите друзей с детьми и устройте настоящий концерт или спектакль. Пусть ребята поют, танцуют, ну а вы не забывайте им громко аплодировать. Можно пригласить Деда Мороза со Снегурочкой, чтобы они раздали маленьким артистам подарки.
3. Займитесь спортом.
Зимние каникулы - самое время заняться спортом. Если коньки вам уже надоели, то попробуйте познакомить ребенка с новыми для него видами спорта: сноуборд, зимний картинг. Если погода позволяет, съездите куда-нибудь покататься на снегоходах, собачьих упряжках, или можно отправиться на прогулку в парк. Мальчики наверняка будут счастливы, поиграть с папами в хоккей.
4. Почитайте вместе с ребенком.
Можно почитать произведения школьной программы, новогодние истории, и при этом обязательно обсудить прочитанное с ребенком.
5. Приготовьте что-нибудь вкусненькое.
Этот пункт обязателен на каникулах. Готовить всей семьёй невероятно весело. Сотворите какое-нибудь новогоднее печенье, пряники. Заранее купите специальные формочки в виде ёлочек, малыши и не только с удовольствием будут вырезать печеньки и украшать их. А потом с удовольствием их есть!
6. Культурный выход.
Театры, кинотеатры, музеи, выставки - все эти учреждения продолжают работать и в новогодние праздники. Посмотрите афишу нашего города. В кино будут идти новые мультфильмы, в театрах - новогодние сказки. Можно пойти на главную площадь фотографироваться у елки и кататься с горок.
7. Не позволяйте своему ребенку все новогодние каникулы провести за компьютером, играя в бродилки и стрелялки. Во время каникул ребенок должен получить массу позитивных эмоций, а их может дать только активный отдых.
8. Домашний кинотеатр.
Составьте с детьми список фильмов, мультфильмов которые вы давно хотели посмотреть, запасайтесь вкусняшками и начинайте киномарафон.
9. Займитесь с ребенком своим любимым хобби.
Кто-то любит рукодельничать, рисовать, конструировать, но в рабочие будни на это совсем не хватает времени. Так вот, новогодние каникулы идеально подходят для этого.
10. Подведите итоги года и постройте планы на новый год.
В спокойной обстановке новогодних каникул вы можете не торопясь со своим чадом проанализировать прошедший год, его ошибки и достижения. И научить строить планы на год наступающий.
И взрослому и ребенку легко можно найти занятия на зимних каникулах.
Главное, это никакой лени и апатии, а только позитивное настроение.
1. Научить ребенка основным жизненным умениям:
- умению общаться;
- умению думать;
- умению учиться;
- умению трудиться;
- умению любить и проявлять свою любовь.
Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.
Потому что:
- Никакие алгоритмы и каллиграфически выведенные не помогут договориться между собой двум взрослым людям, а умение общаться – поможет.
- Когда мы учим ребенка общаться, мы на самом деле помогаем ему избежать одиночества.
- Если ребенок умеет думать (у него не исчезло желание познавать мир), будет стремиться к получению знаний всю свою жизнь. Но взрослые должны научить ребенка выбирать для себя из огромного потока информации нужные знания, а от знаний ненужных и вредных держаться в стороне.
- Если ребенка приучить трудиться, он не только сможет выполнить обыденную работу и не испугаться никаких материальных трудностей, но и сможет достичь мастерства в любом виде творчества.
2. Духовно наполнить ребенка.
3. Познакомить ребенка с понятием нравственных ценностей.
Очень важно сделать это в детстве, когда ум и сердце открыто и не замутнено ненужными знаниями и недобрыми чувствами.
Рекомендации родителям по развитию мыслительных операций:
Учите ребенка:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, по¬нимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Рекомендации по оптимизации памяти:
- Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
- Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
- Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
- При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
- Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
- При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
Игра «Изобретатель»
Материал к игре − различные предметы. Возьмите какой-то предмет и попросите ребенка назвать как можно больше вариантов того, для чего этот предмет можно использовать. При этом нужно придумать не столько варианты традиционного использования предметов, сколько необычного, нестандартного.
Пусть ребенок попробует изобрести новое применение для таких предметов, как стул, карандаш, орехи, пробка от бутылки, спички, скрепки, стол.
Игра «Золотые руки»
Тоже игра на переформулирование. Только задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы. Например, Вы говорите − дерево, а малыш должен придумать как можно больше обычных и необычных предметов, которые можно сделать из дерева. К примеру, стул, карандаш, стол, шкаф, тумбочка, книжная полка, дверь, оконная рама, рамка для картины, статуэтка, шахматная доска, шахматы, корабль, дом, детский конструктор, книга, лестница и т. д. Материалом может быть металл, ткань, воздух, вода, стекло, пластмасса.
Игра «Настроение в красках»
Эта игра учит передавать настроение в цвете. Предложите ребенку подумать и изобразить эмоции, чувства, настроение. Допустим, страх, обиду, любовь, злость, веселье. Сформулируйте для ребенка эти чувства конкретно, а не абстрактно. Например, «Ты идешь в цирк и у тебя очень веселое настроение. Каким цветом ты бы нарисовал это настроение?» «Твой друг не захотел с тобой играть и ты на него обиделся. Каким цветом ты бы нарисовал эту обиду». «Каким цветом ты бы отобразил любовь к маме?»
Объясните ребенку, что сам рисунок, т. е. что именно рисовать, значения не имеет. Важен только цвет. Это могут быть круги, цветные линии, мазки. Но если ребенок что-то захочет нарисовать, то не мешайте ему.
Игра «Энциклопедия»
Развивает воображение. предложите ребенку придумать еще неизвестное науке растение, животное, существо, дать ему название, описать его внешний вид, место обитания, привычки, поведение.
Игра «Сказка наизнанку»
Развивает речь, воображение. Предложите ребенку рассказать известную сказку, заменив главных героев или действия на «противоположные».
Игра «Разные человечки».
Предложите ребенку придумать историю о необычном человечке, который сделан из бумаги, листьев, огня, пуха, камня, травы, сыра и т. д.
Игра «Брошенный камень».
Назовите любое слово и предложите ребенку подобрать к нему несколько слов (5-6 слов), которые приходят ему в голову в связи с названным словом, а затем пусть он придумает историю, сказку, рассказ из полученных слов по порядку.
Позитивное мышление вполне возможно сформировать, если попробовать руководствоваться следующими положениями, которые предлагает Г. Селье.
- Воспринимайте свою жизнь как единственную и неповторимую. Вам дан уникальный шанс родиться на этой Земле – цените его. А судьба не дает нам скучать, послав и радости, и испытания, и, только пережив их, вы научитесь достойно переносить первое и ценить второе.
- Если мы видим, что мир доставляет нам слишком много проблем и стрессов, то скорее всего дело не в мире, а в нас.
- Помните, что в этом мире никто ничего вам не должен! Не требуйте от других чрезмерно хорошего отношения к себе, и никто не сможет вас огорчить. Тот, кто надеется на государство, начальство или партнёров по бизнесу, рано или поздно рискует испытать разочарование или обиду, а тот, кто не ждёт от жизни подарков, радуется даже самому малому.
- 70 % наших страхов связаны с будущими событиями, 25 % - с прошлыми и только 5% - с настоящими. Отсеките 95% вашего беспокойства по той причине, что в данный момент, когда вы читаете эти строки, большая часть этих стрессоров вас совершенно не касается! Не поддавайтесь тревоге, если неприятность ещё не произошла.
- Удалите из своего лексикона слова, которые несут отрицательную энергию: «ужасно», «плохо», «отвратительно» и т.д. При этом не скупитесь на комплименты людям и обстоятельствам жизни. Находите поводы восклицать «Отлично!», «здорово!», «интересно!», «Потрясающе!».
- Помните, что абсолютных неудач не существует. Есть только обратная связь, с помощью, которой мир подаёт вам знаки, говорящие о том, как вам нужно менять своё поведение. Учитесь их распознавать – и вы достигните в жизни многого.
Поделиться с друзьями: