Готовность к школе – это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
- Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.
- Личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.
- Эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
- Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Компоненты готовности ребёнка к школе
Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Никогда не запугивайте ребёнка, рассказывая о школе.
- Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу. Играйте в игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры).
- Умение думать. Решайте логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.
- Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Больше общайтесь с ребёнком, уважительно относитесь к высказываниям ребёнка.
- Умение общаться со сверстниками. Приглашайте друзей ребёнка в гости. Участвуйте в их играх.
- Умение общаться с взрослыми. Объясняйте правила общения с взрослыми.
- Соблюдение социальных и этических норм. Рассказывайте ребёнку о правилах поведения в обществе и закрепляйте их своим примером.
- Положительное отношение к себе и другим. Уважайте права ребёнка, предъявляйте разумные требования. Чаще отмечайте его хорошие поступки и успехи.
- Общение ребёнка с родителями. Научитесь понимать своего ребёнка. Для него важно общение с обоими родителями.
- Хорошее физическое развитие. Игры на свежем воздухе, плавание, лыжи, катание на велосипеде и др.
К началу обучения в школе дети должны:
- знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя, отчество родителей;
- иметь представления о сезонных явлениях природы;
- правильно называть широкий круг предметов домашнего обихода, их составляющие;
- обобщать ряд предметов в одно понятие (например, объединять стул, стол, шкаф и т.д. Одним словом «мебель»), а также раскрывать смысл обобщающего слова (называя не менее 8 предметов, объединенных общим понятием);
- знать названия диких и домашних животных и их детёнышей; а также названия месяцев, последовательность дней недели;
- умело использовать слова, выражающие разные смысловые оттенки (например: ель-ёлочки, ком-комочек);
- правильно называть действия, связанные с повседневным трудом (готовит, стирает, метёт);
- учитывать характер действия при выборе слова (скачет, подкрадывается, шепчет);
- строить предложения разных видов из 3-4 слов;
- составлять по картинке рассказы из 5 и более предложений;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- расчленять слова на слоги;
- определять величину, форму и цвет предмета (высокий, широкий, круглый, голубой);
- группировать предметы по их признакам;
- ориентироваться в направлениях (вверх- вниз, вперёд-назад, вправо-влево);
- знать числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним; цифры от 1-9; знаки +, -, =;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- уверенно владеть ножницами и карандашом.